Страхование является неотъемлемой, органичной частью туристической индустрии – ведь турист, отправляясь в путешествие или на отдых, покидая привычную для себя обстановку, подвергается различным рискам (например, ухудшения состояния здоровья, наступления несчастного случая, утраты имущества или денежных средств, документов, причинения ущерба третьим лицам – список далеко не исчерпывающий). Некоторые из этих рисков вдали от дома возрастают многократно, в результате страховой полис стал обязательной составляющей любого тура.
ЗАО «Европейское туристическое страхование» стало первой компанией, которая профессионально занимается разработкой и предоставлением именно туристического страхового продукта в нашей стране. С момента выхода на украинский рынок мы занялись адаптацией традиционных, принятых в Европе страховых продуктов, к потребностям украинского рынка. И предложили туристическим компаниям комплекс как привычных для украинцев страховых услуг (медицинские риски, несчастный случай) на сроки от 3-х дней до года, так и новые страховые продукты. В начале прошлого года мы одни из первых в Украине ввели услугу страхования рисков прерывания или отмены поездки (в том числе и по причине отказа в выдаче иностранной визы).
Еще один специфический страховой риск в туризме – ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам. Под эту категорию подпадают различные события, например, при горнолыжном туризме (нанесение ущерба здоровью лыжника в результате случайного столкновения). До недавнего времени турфирмы были вынуждены страховать эти риски за рубежом – как правило, в страховых компаниях принимающих стран. Однако сегодня такие риски можно застраховать и у нас, в ЕТС.
Сегодня, из-за изобилия различных услуг на рынке туристического страхования, туристическим операторам и агентам, продающим туры непосредственным потребителям, приходится самостоятельно заниматься наполнением страховых полисов опциями, необходимыми в каждом конкретном случае. Излишне говорить, что это требует специальных знаний и времени.
Ситуация на рынке туристического страхования сегодня такова, что он вплотную подошел к предоставлению услуг в комплексном, или пакетном, виде. Именно поэтому наша компания, в начале следующего года, предложит рынку готовые пакеты страховых услуг. Например, страхование медицинских расходов+страхование от несчастного случая+страхование багжа и т.д. Разумеется, любой из этих комплексов может быть дополнен страхованием дополнительного риска. Подробное описание пакетов мы приведем позже – непосредственно пред их выпуском на рынок, однако уже сейчас хочу заметить, что они будут удовлетворять требования в страховой защите потребителей из всех основных сегментов туристического рынка, от семейного отдыха и делового туризма до экстремальных поездок. Применение страховых пакетов в туризме принесет турфирмам дополнительные преимущества. В частности, исчезнет необходимость разбираться в «конструкторе» из страховых услуг, страховых премий и условий страхования тех или иных рисков. Упростится расчет страховых премий для менеджеров турфирм-агентов – например, подавляющее большинство пакетов разработаны и просчитаны для стандартных сроков путешествий: 7, 10, 12 и 14 дней.
Уже в ближайшее время мы открываем сайт, на котором будет предоставлена не только информация о нас и наших услугах, но и возможность приобрести страховой полис онлайн. Номенклатура разработанных нами пакетов страховых услуг покрывает всевозможные риски, возникающие в туризме – вплоть до самых специфических, например, возникновения кессонной болезни у дайверов после экстренного подъема на поверхность, и последующего лечения и реабилитации.
Предоставление пакетных страховых продуктов – это прогрессивное нововведение для украинского рынка, которое упростит операции на рынке туристических услуг, избавит потребителей (как туристов, так и турагентов) от необходимости разбираться в сложных для них нюансах страхования. Это давно уже стало практикой в Европе, приходят к этому и украинские туристические компании. Большинство наших партнеров положительно оценивает такую новацию и высказывает готовность пользоваться именно такой формой предоставления страховых услуг – даже если при этом страховые премии возрастут. Но при этом возрастет и эффективность ведения бизнеса, что особенно важно в нынешние, кризисные времена.
Андрей НИКОЛАЕВ, Первый заместитель председателя правления ЗАО «Европейское туристическое страхование»
Украинский туризм, №5, сентябрь-октябрь 2009