КОМУ НЕ ВЕЗЕТ
По мнению Виктории Распоповой, начальника отдела страхования выезжающих за рубеж Страховой группы «ТАС», летом чаще всего за страховой помощью обращаются отдыхающие, массово отправляющиеся в Турцию, Египет и Болгарию. Для жарких стран и пляжного отдыха характерны частые отравления, простудные заболевания, переохлаждения, отиты, травмы во время купания в море от медуз и морских ежей, травмы и ушибы при падении в бассейн.
В континентальной Европе, где климат более умеренный и схож с украинским, отдых более спокойный, размеренный. Здесь наших сограждан подстерегают бытовые травмы, ДТП, реже — острые заболевания. И частота обращений по этому региону в среднем одинакова на протяжении года, за исключением горнолыжного сезона, когда учащаются различного рода травмы, связанные с горнолыжным спортом.
Мирослав Бойчин, председатель правления компании «Европейское Туристическое Страхование», подтверждает: «Наиболее типичными страховыми случаями во время пляжного отдыха в Египте, Турции, Таиланде, ОАЭ, куда наши граждане любят ездить на протяжении всего года, являются легкие респираторные и вирусные заболевания, гастроэнтериты, легкие травмы».
Компания ЕТС, специализирующаяся на туристическом страховании, чаще других сталкивается со страховыми случаями за рубежом. В марте застрахованный горнолыжник на трассе был сбит другим лыжником. Пострадавший с сотрясением головного мозга и ушибами был доставлен на вертолете в больницу. После лечения здоровье туриста нормализовалось. Сумма медицинских расходов составила ЕUR 3700.
Еще один неожиданный поворот в путешествии: туристка, поскользнувшись на мокрой лестнице, получила открытый перелом ноги. Пострадавшей провели сложное оперативное вмешательство. Сумма расходов на лечение составила ЕUR4500. Бывают совершенно непредвиденные ситуации. С клиенткой страховой компании случился коллапс (острая сосудистая недостаточность). Транспортировка на вертолете и лечение обошлись в ЕUR5425. Этим случаем занималась компания «Нова».
ЧИТАЙТЕ СТРАХОВКУ
Страхование при поездке за границу — дело не сколько добровольное, сколько принудительное: без страховки просто не выдадут визу без нее недействителен турпакет. Как правило, турист, который считает себя удачливым и здоровым, относится к страховому пакету как к формальности. И не считает нужным разбираться в особенностях той или иной страховки, знакомиться с условиями, которые предлагают разные компании. Туристы думают, что в случае чего как-нибудь разберутся. И часто не догадываются, что не все медицинские расходы путешественника страховая компания изначально берется покрывать. Существуют четкие условия страхования. А еще существует такое понятие, как франшиза. Это предусмотренная условиями страхования часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению со стороны страховщика. Проще говоря, это тот убыток, который клиенту придется возмещать самостоятельно.
По словам Наталии Чернокнижной, директора департамента страхования туристов страховой компании УСПК, ассистирующая компания организовывает выезд врача к клиенту или визит клиента в конкретную близлежащую клинику. В этом случае все расходы за оказанную экстренную медицинскую помощь лежат на страховой компании. В данных расчетах клиент не участвует и ничего не оплачивает на месте сам.
Иногда клиент самостоятельно обращается к врачу и предъявляет договор страхования. Отельный врач может потребовать оплату своих услуг от клиента наличными и не принимать гарантии страховой компании на оплату его услуг. В этом случае страховая компания не может гарантировать качество оказанной медицинской помощи, а клиент несет финансовые затраты, возмещение которых от страховщика он получит уже в Украине.
Кристина Кибальниченко, начальник управления личного страхования СК «Нова», советует при получении страховки быть особенно внимательными семьям с детьми: дети болеют чаще, и нужно иметь четкий план, как вести себя в случае проблем с их здоровьем. Она отмечает: «Те туристы, с которыми за рубежом уже были страховые случаи (или случаи с их знакомыми), в полном объеме следуют рекомендациям договора страхования. Но все же есть небольшой процент застрахованных, которые едут за рубеж, не зная, как действовать при наступлении страхового случая».
Большинство выезжающих за рубеж приобретают полисы страхования по программе А — медицинский ассистанс. Такой стандартный полис покрывает расходы на лечение застрахованного лица, его транспортировку, услуги связи с сервисной службой или страховщиком и другие вопросы, которые связаны с предоставлением медицинской помощи. Впрочем, у каждой страховой компании свой набор программ. Хотя страховые полисы в основном схожи. Прежде всего по причине стандартных требований посольств, которые определяют, какие гарантии должен иметь человек для получения разрешения на въезд в страну. Скажем, для поездки в США страховой полис должен предусматривать страховую сумму в $50 тыс., в страны Западной Европы — EUR30 тыс.
ДЛЯ НЕПОСЕД
Все более актуальными становятся индивидуальные туры с добавлением экстрима. Страховые компании, специализирующиеся на туризме, предлагают индивидуальную защиту любящим риск клиентам. «Помимо обязательных видов страхования (медицинских расходов и от несчастного случая), воспользовавшись дополнительными программами страхования и опциями, выбрав подходящий вариант страховой суммы, клиент может сформировать индивидуальную страховую защиту с учетом своих собственных пожеланий и специфики поездки. Каждая из программ покрывает наиболее актуальные для путешествующих риски и в комплексе обеспечивает всестороннюю страховую защиту жизни, здоровья и имущества туриста во время поездок», — отмечает Мирослав Бойчин.
UTG выяснила у страховщиков, что «экстремальные» полисы будут стоить дороже почти в два раза. Людям, которые не собираются валяться на пляже, а планируют активно проводить время, страховщики рекомендуют приобретать «активные» пакеты, иначе оплачивать лечение экстремалам придется из своего кармана. Подобные программы насколько гибкие, что даже предусматривают опцию возмещения расходов при закрытии лыжных трасс из-за отсутствия или чрезмерности снежного покрова. Виктория Распопова рассказывает: «Программа «Активный отдых» предусматривает и оплату услуг адвоката. Есть также опция, согласно которой оплачивается экстренное возвращение застрахованного на родину, если этого потребовали непредвиденные чрезвычайные обстоятельства, и еще много других опций».
Георгий МЫСЛЫВЕЦ
СОВЕТЫ ОТ КОМПАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЕ ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
- Отправляясь в путешествие, отнеситесь к вопросу страхования так же серьезно и тщательно, как к выбору отеля, в котором будете жить перелета и пр. Страховой полис и ваше грамотное поведение в экстренной ситуации порой могут не только сохранить ваши деньги, но и сберечь жизнь и здоровье.
- Обязательно поинтересуйтесь у менеджера турфирмы что покрывает ваш страховой полис, какая сумма покрытия, в какой компании вы застрахованы.
- Если вы собираетесь отдыхать активно при покупке тура обязательно поинтересуйтесь покрывает ли ваш полис соответствующие виды отдыха. Если нет, попросите оформить полис с расширенным покрытием.
- Если по каким-либо причинам вам не могут оформить такой полис в турфирме, приобретите его дополнительно в страховой компании.
- Знакомясь с правилами страхования, обратите особое внимание на порядок действий при наступлении страховых случаев, перечень документов, которые могут понадобиться для получения страхового возмещения, а также случаи, когда страховая компания не обязана оплачивать ваше лечение – многие вещи могут оказаться для вас сюрпризом.
- Помните, что оригинал страхового полиса должен всегда оставаться у вас. Если вам необходимо предоставить кому-либо ваш полис, например, в посольство или доктору, предложите снять с него ксерокопию.
- При наступлении страхового случая вашими проблемами за границей - поиском врача, урегулированием вопросов оплаты с клиниками - будет заниматься ассистирующая компания. Запишите в свой мобильный телефон номер экстренной связи с ассистирующей компанией, а также серию и номер вашего полиса.
- Телефонов ассистанса в страховом полисе может быть указано несколько (Например, в Москве, Турции и в Болгарии. В этом случае по турецкому телефону следует звонить, если вы находитесь в Турции, по болгарскому - в Болгарии, а по московскому - во всех остальных случаях.
- Помните, что ассистирующая компания - это не скорая помощь. Звонок в ассистанс больше подходит под понятие «вызов врача на дом», и доктор может прибыть к вам в промежутке времени от получаса до трех часов, в зависимости от страны и места пребывания.
- Если оператор саll-центра сказал что к вам направили врача ожидайте его в номере.
- Если оператор саll-центра сказал, что вам следует самостоятельно добраться в госпиталь, возьмите такси и поезжайте. Расходы на проезд будут возмещены страховой компанией.
- Если случай требует неотложного оказания медицинской помощи или у вас нет возможности связаться с компанией-ассистанс, обратитесь за помощью самостоятельно в ближайшее медицинское учреждение или к врачу.
- Во время отдыха соблюдайте разумные меры предосторожности не перегревайтесь на солнце, не злоупотребляйте алкоголем и экзотическими продуктами питания. Возьмите с собой в поездку минимальный стандартный набор медикаментов.
- Солнечные ожоги, травмы, полученные в состоянии алкогольного опьянения, события, произошедшие в результате противоправных действий, подвергания себя неоправданному риску, не являются страховыми и не оплачиваются страховой компанией. А страховой полис не является заменой вашим предусмотрительности и здравому смыслу.
"UTG", №7 (Июль 2010)