Туристические компании решили прибегнуть к новому для украинского рынка страхованию — своей ответственности перед клиентами. Пока движение не приобрело массовый характер, но страховщики надеются, что низкие законодательные требования и крупные скандалы на туристическом рынке заставят турфирмы задуматься о своих гарантиях перед туристами.
По данным Госслужбы туризма и курортов, на начало 2009 г. 24% из более чем 6 тыс. туроператоров и агентств не работали. За 2008 г. 400 турфирм были лишены лицензий. Крупный скандал с харьковской турфирмой «Слобода», клиенты которой не смогли получить услугу, так как турфирма, продав путевки, исчезла, заставил туроператоров прибегать к дополнительным гарантиям для защиты клиентов.
По закону ответственность турфирм покрывается банковской гарантией в размере ЕUR20 тыс., а для турагентов — ЕUR2 тыс. Практика показывает, что этих средств недостаточно для возмещения ущерба всех клиентов. Пока законодательные изменения, повышающие размер банковской гарантии, находятся на этапе разработки, турфирмы решили прибегнуть к услугам страховщиков.
Одной из первых договор страхования ответственности заключила «Сеть магазинов горящих путевок» с СК «Европейское туристическое страхование». Страховая сумма составила 1,5 млн. грн. «Если раньше у турфирм возникали проблемы, турист не знал, к кому обращаться за помощью. Для сравнения, в Европе турфирмы ежегодно страхуют свою ответственность на огромные суммы»,— отметил Мирослав Бойчин, предправления СК «Европейское туристическое страхование». Подобные программы страхования ответственности туроператоров готовят и другие страховщики.
По оценкам специалистов, в 2009 г. рынок выездного туризма сократился на 15-25%. Однако туроператоры и страховщики рассчитывают, что, по итогам года, динамика окажется положительной. А количество страховщиков, занимающихся страхованием туристов, выезжающих за рубеж, сократится. «На рынке страхования туристов, выезжающих за рубеж, остаются работать более конкурентоспособные, преимущественно крупные страховые компании, в которых сервис обслуживания туристов находится на должном уровне и которые имеют длительные партнерские отношения с туроператорами»,— говорит Виктория Распопова, начальник отдела страхования выезжающих за рубеж управления медицинского и личного страхования СГ «ТАС».
Страховщики отмечают, что, несмотря на повышение стоимости путевок, туроператоры настаивают на снижении стоимости полисов. «Нам известны такие настроения турфирм. Они действительно ожидают от страховщиков уступок по тарифам, надеясь максимально компенсировать резко возросшую от валютного прыжка стоимость туров. Падение потоков желающих путешествовать будет опережать курсовую разницу. Отсюда и оптимизация туров турфирмами в части авиаперелетов и транспорта вообще, а также страховки. Однако доля страхования в общей стоимости тура настолько мизерна, что экономия на этом никак не спасет турфирму»,— говорит Зоя Сазонова, директор департамента продаж личных видов страхования СК «Аllianz Украина».
Она также ожидает сокращения аккредитованных страховщиков в фирмах. «Это вполне прогнозируемо и логично. Этот процесс действительно имеет место. Что же касается ухода страховщиков из этого сегмента, то вряд ли это произойдет явно. Туристическое страхование как раньше, так и сейчас еще никому из страховщиков не принесло ощутимой прибыли. Уверена, что в первую очередь все игроки, даже наиболее сильные, начнут оптимизировать каждый свой туристический портфель и улучшать его качество»,— говорит госпожа Сазонова.
Регина Дацюк, Экономические известия, №108(1106), 2009